Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

АНО «Центр испытаний нефтепродуктов»: экологическая миссия выполнима

 
Емелина Марина Викторовна, директор АНО «Центр испытаний нефтепродуктов»

Емелина Марина Викторовна
директор АНО «Центр испытаний нефтепродуктов»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Когда страна существовала в режиме выживания, не вставал вопрос – какой дым идет из заводской трубы, главное, чтобы завод работал, как не вставал вопрос – какой по качеству бензин заливать в бензобак, лишь бы вообще вовремя заправиться. Но вот Россия выбралась из кризиса, и новое качество жизни для многих начинается со слова экология. Автономная некоммерческая организация «Центр испытаний нефтепродуктов», созданная в Ижевске четыре года назад, считает одной из главных своих миссий – содействие экологической безопасности в регионе.

Бензиновый рынок: от фальсификата к Евро-3         
На рубеже нового тысячелетия ситуация с качеством нефтепродуктов, сложившаяся в Удмуртии, была очень серьезной, если не сказать чрезвычайной. На приличной с виду АЗС можно было купить фальсифицированный или нестандартный бензин, который портил автомобиль и создавал ядовитый смог над городскими магистралями. В 2002 году  ФГУ «Удмуртгосэнергонадзор» обязал участников рынка нефтепродуктов заключать договора с испытательными лабораториями на регулярную проверку качества бензина, дизельного топлива, моторных масел. Тогда по многочисленным просьбам контролирующих организаций и фирм, занимающихся реализацией нефтепродуктов, была создана Автономная некоммерческая организация «ЦЕНТР ИСПЫТАНИЙ НЕФТЕПРОДУКТОВ» (АНО «ЦИН»), которая стала первой независимой организацией подобного профиля в республике и создала самую технически оснащенную лабораторию по испытанию нефтепродуктов в Удмуртии. За время работы Центр испытаний нефтепродуктов закупил специализированное оборудование на сумму около 3,5 миллиона рублей. Оснащение лаборатории — такое нечасто встречается в России. 

Летом 2006 года Центр испытаний нефтепродуктов перешел на новую ступень экологического сопровождения предприятий разных отраслей: открыл в нашем регионе независимую экологическую лабораторию и начал оказывать услуги в области анализа природных, поверхностных, сточных вод и атмосферного воздуха.

 Результаты первых же проверок нефтепродуктов ошеломили не только специалистов Центра, но и самих хозяев АЗС:  30 процентов проб по разным показателям не соответствовали заявленной марке топлива. Но уже через полтора-два года количество нестандартных проб снизилось до 5 процентов. Как считает директор АНО «ЦИН» Марина Емелина, такое качественное изменение было связано с мерами, предпринимаемыми самими компаниями, торгующими нефтепродуктами. Если раньше у них «не было денег» на проведение анализов, то теперь эти расходы закладываются в бюджет предприятия. «Топливные компании поняли, что пришло время делать ставку на качество и экологическую безопасность нефтепродуктов, поэтому они и обращаются к нам, - говорит Марина Емелина. - Самым постоянным и крупным клиентом Центра испытаний нефтепродуктов все эти годы является ОАО «Удмуртнефтепродукт», мы ежеквартально проверяем более трехсот проб со всех АЗС и нефтебаз этой компании. В системе качества ОАО «Удмуртнефтепродукт» есть и входной контроль топлива из вагонов-цистерн, и контроль хранения и отпуска, и регулярные очистки резервуаров на АЗС и нефтебазах. На предприятии создана и ведет работу комиссия по качеству, которая осуществляет координационные функции по всем вопросам качества нефтепродуктов». 
По нормативным документам (ГОСТам и ТУ) нормируется более 15 показателей качества бензина, среди которых: октановые числа, фракционный состав, фактические смолы, давление насыщенных паров, содержание серы, свинца и др. Основным показателем качества автомобильного бензина специалисты считают октановое число. По величине этого показателя бензины делят на соответствующие марки (А-76, Аи-92, Аи-95, Аи-98), численные значения говорят о минимальном значении октанового числа бензина.  Определение этого показателя является самым дорогостоящим и сложным. В нашей республике лаборатория Центра испытаний нефтепродуктов оснащена современным, отвечающим ГОСТам на методы определения октановых чисел, оборудованием (это две установки УИТ-85), на котором проводятся моторные испытания бензинов. Моторные испытания считаются достоверным методом определения октанового числа во всем мире. Другими словами, уникальность испытательной лаборатории нефтепродуктов АНО «ЦИН» заключается в том, что здесь октановые числа проверяются в полном соответствии с требованиями ГОСТа 511-82 «Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа» и ГОСТа 8226-82 «Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа».
Во всем мире уже много лет ведется борьба за повышение экологической безопасности топлива. В частности, в Евросоюзе действует программа по повышению экологической безопасности моторного топлива. В соответствии с этой программой все виды моторного топлива делятся на 5 категорий по экологической безопасности и обозначаются как «ЕВРО» с соответствующим классом экологической безопасности. Сейчас в Европе действуют нормы ЕВРО-4, а в России пока вырабатываются нефтепродукты класса ЕВРО-2, и лишь в Москве вводится топливо класса ЕВРО-3. Нормы ЕВРО борются за полное исключение из состава автомобильных бензинов свинца и других тяжелых металлов и сведение к минимуму содержания серы, бензола и т.д. Тетраэтилсвинец, ранее добавляемый в бензин для повышения октанового числа, из-за чрезвычайной токсичности запрещен к использованию на территории РФ еще в 2003 году. В настоящее время проводится работа по снижению содержания в бензинах автомобильных неэтилированных металлосодержащих антидетонационных присадок, таких как ферроцен, МЦТМ. Использование металлосодержащих присадок ведет к выходу из строя свечей зажигания и более быстрому износу двигателя. Снижение содержания в топливе серы ведет к уменьшению выбросов в атмосферу оксидов серы. Нормы содержания серы в нефтепродуктах при переходе с ЕВРО-2 на ЕВРО-3, а впоследствии – на   ЕВРО-4 будут ужесточаться, то есть наличие серы в данных группах нефтепродуктов уменьшается. И в лаборатории АНО «ЦИН» есть уникальное для нашей республики оборудование - анализатор серы TS-3000 UV, соответствующий всем международным требованиям к методам анализа низкого содержания серы в нефтепродуктах. Не так давно в России были введены ограничения содержания в автомобильных бензинах бензола, при неполном сгорании которого образуются канцерогенные полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), приводящие к онкологическим заболеваниям. У нас в республике углеводородный состав бензина, и в частности содержание в нем бензола, проверяет только Центр испытаний нефтепродуктов.
По оценке специалистов АНО «ЦИН», тенденция ухудшения качества бензина прослеживается в периоды роста цен на нефтепродукты. В этой ситуации некоторые операторы рынка нефтепродуктов из-за неравномерного роста оптовой и розничной цены бензина ощутили снижение прибылей и, естественно, начали бороться с «издержками». Но вместо экономии и поиска разумных способов снижения своих затрат, они встали на путь ограничения расходов на контроль качества, что в итоге негативным образом отражается на качестве бензина.
Комплексный подход и новые горизонты 
- Еще одна проблема сегодняшнего дня связана с отсутствием обязательных проверок качества фасованных моторных масел и нефтехимии, - говорит директор АНО «ЦИН» Марина Емелина. - Совершенствование техники привело к количественному и качественному изменению ассортимента и химического состава композиций смазочных масел. В их состав для улучшения функциональных свойств стали вводить токсичные индивидуальные компоненты, в частности, функциональные присадки, добавляемые к основам смазочных масел с целью повышения их противоизносной, противозадирной, защитной, антиокислительной эффективности. По данным информационных агентств, 50% объема продаваемых в России моторных масел оказывается поддельным. Поставщики масел нечасто обращаются за экспертизой в Центр испытаний нефтепродуктов, но частные лица постоянно приходят с жалобами на низкое качество масел. Рынок переполнен фальсифицированным товаром. Под известными брэндами скрывается большой процент подделки. Нестандартное масло при нагреве образует парафиновое соединение, скапливающееся в двигателе, что может привести к его выходу из строя. По данным СМИ, при проведении проверки качества фасованных масел, тормозной и охлаждающей жидкостей, реализуемых на авторынках, в автомагазинах, на АЗС и т.д., были получены результаты, которые всех ошеломили: 45% нестандартных масел, 66% некачественного тосола, 28% не соответствующей нормам тормозной жидкости. Беда в том, что некоторые продавцы нефтепродуктов на АЗС республики покупают их не на нефтеперерабатывающих заводах, строго соблюдающих технологию изготовления, а где дешевле. Я считаю, что контролирующие организации должны обратить внимание на неполный спектр проверяемых нефтепродуктов. Предприятия, использующие и реализующие нефтепродукты, я призываю задуматься не только о своей прибыли и экономии, но и о здоровье жителей Удмуртии, о состоянии природы. 
Контроль качества и экологический контроль – понятия комплексные, и их нельзя ограничить одним направлением. В 2005 году Центр испытаний нефтепродуктов значительно расширил свою деятельность, аттестовав новую лабораторию неразрушающего контроля, которая оказывает услуги по диагностике газонефтепродуктопроводов и резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов. Экологическая безопасность становится сегодня одной из главных составляющих стратегии развития каждого предприятия нефтяной и нефтехимической промышленности. По статистике, ежегодно в России разливается в среднем 20 тонн нефтепродуктов, что приводит к уничтожению флоры и фауны пострадавшего участка почвы, загрязнению водоемов. А своевременная диагностика резервуаров и трубопроводов позволяет не только избежать потерь нефтепродуктов, но и исключить загрязнение окружающей среды. Также в прошлом году АНО «ЦИН» получило лицензию на обращение с опасными отходами и начало оказывать услуги по зачистке резервуаров. Это еще один шаг навстречу клиентам, для которых всегда удобен комплексный подход к решению проблемы. 
А летом 2006 года «ЦИН» перешел на новую ступень экологического сопровождения предприятий разных отраслей: открыл в нашем регионе независимую экологическую лабораторию и начал оказывать услуги в области анализа природных, поверхностных, сточных вод и атмосферного воздуха.

Все статьи рубрики